Комитет по тарифам и ценам Курской области

305029, г. Курск, ул. Карла Маркса, 43

О тарифах на электроэнергию для АНО (водоснабжение) на 2013 год

В соответствии с действующим законодательством в сфере электроэнергетики комитетом по тарифам и ценам Курской области регулируются  тарифы  на электроэнергию для населения и приравненным к нему категориям потребителям.

В отношении  применения тарифа по категории «население» к группе потребителей «юридических лиц, приобретающих электроэнергию (мощность)  в целях потребления водонапорными башнями для подъема воды, используемой для коммунально-бытовых нужд населением» (на территории Курской области таковые юридические лица образованы в форме автономных некоммерческих организаций (АНО) в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ), необходимо отметить следующее.

Приказом ФСТ РФ от 31.12.2010 г. № 655-э «Об определении категорий потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам)» категория потребителей «юридических лиц, приобретающих электроэнергию (мощность)  в целях потребления водонапорными башнями для подъема воды, используемой для коммунально-бытовых нужд населением»  не приравнена к населению.

Администрацией Курской области направлено письмо в адрес руководителя ФСТ РФ по вопросу внесения изменений в приказ ФСТ РФ от 31.12.2010 г. № 655-э в части включения в перечень потребителей, приравненных к категории «население» автономных некоммерческих организаций.

Однако, на неоднократные обращения регионов по данному вопросу ФСТ России даны разъяснения, что отнесение объектов водоснабжения, с учетом производственного характера потребления электроэнергии, к категории  «потребителей приравненных к населению» не предусмотрено действующим законодательством РФ.

АНО признается не имеющая членства некоммерческая организация, созданная в целях предоставления услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта                и иных сферах.

АНО вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых создана указанная организация (п. 2 ст. 10 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ).

Оказание услуг водоснабжения потребителям, в том числе населению, является коммерческой деятельностью, реализация услуг осуществляется по тарифу, установленному уполномоченным органом регулирования.

Затраты по статье «электроэнергия» для АНО на 2013 год предусматривались комитетом по тарифам и ценам Курской области по тарифу для прочих групп потребителей в размере 6,66 руб./кВт.ч (с НДС), в связи с чем никаких убытков для АНО при реализации холодной воды потребителям (населению) при оплате ее по установленному комитетом тарифу, по статье затрат «электроэнергия» не планировалось. 

При условии предъявления к потребителям счетов на оплату поставленной услуги холодного водоснабжения по тарифу на холодную воду, утвержденному комитетом (а не просто сбор средств на оплату электроэнергии),  и  при хотя бы 90 % оплате потребителями поставленной услуги  -    средств  на оплату  услуг энергосбытовой организации за электроэнергию должно быть  достаточно.

Кроме того, в соответствии с действующим законодательством в случае, если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении тарифов, в том числе расходы, связанные с незапланированным ростом цен на товары (услуги), приобретаемые в течение расчетного периода регулирования, эти расходы учитываются при установлении тарифов и надбавок на следующий после получения отчетности период регулирования.

 По итогам совещаний, проведенных комитетом по тарифам и ценам Курской области в марте 2013 года с представителями АНО и районных и сельских администраций,  согласно сведениям, доложенным на совещании указанными представителями следует, что  проблема безубыточной работы АНО состоит  не только  в стоимости     1 кВт.ч., предусмотренного в составе тарифов на холодную воду,  а  также в том, что  объемы поставляемой услуги холодного водоснабжения,  предусмотренные  в составе тарифов, рассчитанные согласно законодательству по  установленным нормативам потребления услуг (в отсутствие установленных приборов учета),  отличаются  от реально  поставляемых объемов, которые значительно выше, вследствие того, что ранее установленные нормативы, действовавшие в муниципальных образованиях,  не отражают  действительные объемы потребления услуги холодного водоснабжения, кроме того на объем влияют множественные факты  безучетного потребления холодной воды, которые необходимо пресекать в административном порядке.

Здесь же сказываются непроизводительные расходы, связанные в том числе с использованием мощного энергоемкого оборудования, которое зачастую необходимо заменить на менее энергозатратное оборудование (в частности насосы). По законодательству является недопустимым возмещение непроизводительных расходов за счет  тарифа на холодную воду.

В связи с чем затраты по статье «электроэнергия» у организаций (АНО) зачастую складываются суммарно выше, чем заложено в тарифе, так как по факту воды поднимается гораздо больше, чем предприятие представило в своих расчетах.

Однако снижение этих затрат – задача в первую очередь самого поставщика коммунального ресурса, а именно,  в тесном взаимодействии с местными органами власти, организация деятельности по установке приборов учета потребителями  и  реализация мероприятий по энергосбережению  и повышению энергетической эффективности в соответствии  с утвержденными программами, которые являются для предприятий обязательными (Федеральный закон от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ).

 ВЫВОД ПО ВОПРОСУ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЛЬГОТНОГО ТАРИФА НА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ ДЛЯ АНО.

Вопрос отнесения АНО («юридических лиц, приобретающих электроэнергию (мощность)  в целях потребления водонапорными башнями для подъема воды, используемой для коммунально-бытовых нужд населением»)  к категории «приравненных к населению» при оплате за приобретаемую электроэнергию (мощность) не относится к компетенции субъекта Российской Федерации, это полномочия Российской Федерации.

Исходя из изложенного, действующее законодательство РФ не предусматривает возможность отнесения АНО («юридических лиц, приобретающих электроэнергию (мощность)  в целях потребления водонапорными башнями для подъема воды, используемой для коммунально-бытовых нужд населением»)  к категории «приравненных к населению» при оплате за приобретаемую электроэнергию (мощность); также не имеется Федерального закона (закона Курской области), предусматривающих предоставление льгот по оплате за электроэнергию для указанной группы потребителей.

 ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

 Исходя из норм Приказа ФСТ РФ от 31.12.2010 г. № 655-э «Об определении категорий потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам)» исполнители коммунальных услуг (товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы либо управляющие организации), приобретающие электрическую энергию (мощность) для коммунально-бытового потребления населения в объемах фактического потребления населения и объемах электроэнергии, израсходованной на места общего пользования в целях потребления на коммунально-бытовые нужды граждан и не используемого для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности, оплачивают приобретенную электроэнергию по цене тарифной группы «население».

Исходя из указанного, в случае, если на местах (в муниципальных образованиях, населенных пунктах)  граждане создадут  товарищество собственников жилья или специализированные потребительские кооперативы, созданные для цели удовлетворения потребностей этих граждан в обеспечении их холодной водой, то таковые объединения граждан имеют право на приобретение электроэнергии по цене населения.

Когда объединение граждан обеспечивает водой только самих себя  -  тариф на холодную воду не регулируется. Следовательно самостоятельно ТСЖ или кооператив будет определять как собираются с их участников средства на их деятельность, в том числе и на оплату потребленной электроэнергии.

При этом,  должно выполняться условие, что  холодным водоснабжением обеспечиваются только члены этих ТСЖ или кооператива (граждане).  

Поставка воды ИП (киоскам), бюджетным учреждениям (школа, больница, Администрация сельсовета) является реализацией услуги сторонним потребителям,  подлежит государственному регулированию (поставка воды сторонним потребителям осуществляется по установленному органом регулирования тарифу на холодную воду, в затратах на которую тариф на электроэнергию для производителя услуг водоснабжения, то есть на цели осуществления коммерческой деятельности,  будет по группе прочих потребителей электроэнергии).

ПРИМЕЧАНИЕ.

 Создание товарищества собственников жилья (ТСЖ) осуществляется с учетом требований раздела VI Жилищного кодекса РФ. Государственная регистрация ТСЖ осуществляется в соответствии с законодательством о государственной регистрации юридических лиц (Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").

 Специализированные потребительские кооперативы создаются в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ (часть I).

Согласно  статьи 116 § 5 ГК РФ потребительский кооператив относится к некоммерческим организациям.

Однако, в соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" указанный Федеральный закон не распространяется на потребительские кооперативы, товарищества собственников жилья, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан.

 Правовое положение потребительских кооперативов, а также права и обязанности их членов определяются в соответствии с Гражданским кодексом РФ законами о потребительских кооперативах (ч.6 ст. 116 ГК РФ).

Согласно статьи 51 ГК РФ юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц.

(Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").