Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск
305000, г. Курск
ул. Ленина, 12

Часы работы — с 9:00 до 18:00
Телефон - 8-4712-54-00-10
Email - ktc@rkursk.ru

ДОКЛАД ОБ АНТИМОНОПОЛЬНОМ КОМПЛАЕНСЕ КОМИТЕТА ПО ТАРИФАМ И ЦЕНАМ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА 2020 год

Утвержден

Общественным советом

при КТЦ Курской области

(протокол от 14.02.2021 № 1)

ДОКЛАД

ОБ АНТИМОНОПОЛЬНОМ КОМПЛАЕНСЕ

КОМИТЕТА ПО ТАРИФАМ И ЦЕНАМ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ЗА 2020 год

1. Общие положения.

В соответствии с Указом Президента РФ от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции», распоряжением Губернатора Курской области от 27.02.2019 № 54-рг «О создании и организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в органах исполнительной власти Курской области» в комитете по тарифам и ценам Курской области (далее–КТЦ Курской области либо комитет) принят приказ от 21.02.2019 № 12 «Об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в комитете по тарифам и ценам Курской области», которым утверждено Положение об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в комитете по тарифам и ценам Курской области (далее - Положение).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.10.2018 № 2258-р утверждены Методические рекомендации по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства. Пунктом 2 распоряжения органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться утвержденными методическими рекомендациями.

Приказом КТЦ Курской области от 04.03.2019 №17/1 «Вопросы реализации в комитете по тарифам и ценам Курской области антимонопольного комплаенса) были утвердены:

карта комплаенс-рисков КТЦ Курской области на 2019-2020 годы;

план мероприятий («дорожная карта») по снижению комплаенс-рисков КТЦ Курской области на 2019-2020 годы;

ключевые показатели эффективности функционирования антимонопольного комплаенса в КТЦ Курской области;

методика расчета ключевых показателей эффективности функционирования антимонопольного комплаенса в КТЦ Курской области.

Коллегиальным органом, осуществляющим оценку эффективности антимонопольного комплаенса, является Общественный совет при комитете.

Функции уполномоченного, ответственного за организацию и функционирование системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в комитете (далее – уполномоченный) возложены на начальника отдела правовой, финансовой и организационной работы КТЦ Курской области.

В целях реализации мероприятий по выявлению и оценке рисков нарушения комитетом антимонопольного законодательства (комплаенс-рисков) в каждом структурном подразделении комитета заместителям председателя комитета, руководителям структурных подразделений комитета определено организовать работу в возглавляемых подразделениях в соответствии с Положением.

Уполномоченным осуществлен полный комплекс мероприятий, предусмотренных Положением, направленных на выявление комплаенс-рисков, а именно: запрошены и проанализированы предложения от структурных подразделений комитета о наиболее вероятных нарушениях антимонопольного законодательства со стороны КТЦ Курской области,                о возможных комплаенс-рисках, о возможных причинах и условиях их возникновения, предложения по их минимизации и устранению; проведены рабочие совещания в комитете с целью обсуждения и анализа результатов проводимой работы по выявлению комплаенс-рисков.

На заседании Общественного совета при КТЦ Курской области (коллегиальный орган) 25.01.2021 рассмотрены следующие вопросы:

1. Анализ действующих актов КТЦ Курской области, на предмет соответствия их антимонопольному законодательству.

Перечень действующих актов КТЦ Курской области с указанием источника их публикации размещены на сайтах Администрации Курской области и сайте КТЦ Курской области в разделе «Антимонопольный комплаенс». Там же размещено уведомление о начале сбора замечаний и предложений граждан и организаций по вопросу соответствия антимонопольному законодательству действующих актов КТЦ Курской области.

Замечаний и предложений от коллегиального органа в КТЦ Курской области о необходимости внесения изменений (признании утратившими силу) в действующие акты комитета не поступало.

2. Рассмотрен и утвержден доклад об антимонопольном комплаенсе (далее - Доклад) в комитете за 2020 год.

Доклад состоит из следующих подразделов :

-информация о проведении выявления и оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства;

- информация об утверждении и исполнении планов мероприятий («дорожных карт») по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства;

- информация о проведении ознакомления государственных гражданских служащих (работников) комитета с антимонопольным комплаенсом, а также о проведении обучающих мероприятий;

- информация о достижении ключевых показателей эффективности реализации мероприятий антимонопольного комплаенса.

2. Информация о проведении выявления и оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства.

2.1. Информация о комплаенс-рисках.

В целях оценки рисков нарушения КТЦ Курской области антимонопольного законодательства (далее - комплаенс-рисков) уполномоченным был проведен анализ факторов, событий и обстоятельств, которые влияют на совершение таких нарушений.

Для проведения анализа и оценки рисков уполномоченным применялись понятия, методы и принципы, установленные в национальных и международных стандартах.

Под комплаенс-рисками понимались те потенциально возможные события, обстоятельства и факторы, поддающиеся определению и оценке, которые влияют на наступление такого неблагоприятного события как нарушение КТЦ Курской области антимонопольного законодательства.

В качестве ключевых источников информации для выявления комплаенс- рисков Методические рекомендации по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.10.2018 № 2258-р, называют:

информацию о нарушениях антимонопольного законодательства, которые были допущены органом власти (КТЦ Курской области) за предыдущие 3 года (подпункт «а» пункта 15 Методических рекомендаций);

информацию, полученную в ходе проводимого анализа нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, разрабатываемых КТЦ Курской области (подпункты «б-в» пункта 15 Методических рекомендаций).

2.2. Анализ выявленных рисков нарушений антимонопольного законодательства в деятельности КТЦ Курской области.

В целях проведения анализа выявленных рисков нарушений антимонопольного законодательства в деятельности КТЦ Курской области уполномоченным были осуществлены следующие мероприятия:

проанализированы данные по количеству отмененных постановлений комитета в порядке контроля со стороны ФАС России (Курским УФАС России), а также в судебных инстанциях за 2018, 2019, 2020 годы;

проанализированы возможные причины отмены принимаемых постановлений, предложения по включению в карту рисков потенциально возможных рисков;

проанализированы предложения от структурных подразделений комитета о наиболее вероятных нарушениях антимонопольного законодательства со стороны КТЦ Курской области.

2.3. Анализ результатов контроля со стороны ФАС России.

Комитетом было принято постановлений по установлению тарифов в регулируемых сферах деятельности:

в 2018 году – 407;

в 2019 году – 400

в 2020 году - 370.

Отмены постановлений КТЦ Курской области в соответствии с подпунктом «в» пункта 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2013 г. N 543, за период 2018-2020 годов не имеется.

За рассматриваемый период ФАС России предписаний в адрес комитета о нарушениях антимонопольного законодательства в деятельности КТЦ Курской области не выдавалось.

2.4. Анализ судебной практики.

За период 2018-2020 годы постановления комитета не признавались судом полностью либо частично не соответствующими антимонопольному законодательству.

2.5. Анализ нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.

Совершенствование законодательства Российской Федерации и регионального законодательства, а также совершенствование правоприменительной практики является стратегическим приоритетом государственной политики, поскольку от своевременности принятия и эффективности применения актов законодательства Российской Федерации зависят действенность конституционных прав и свобод граждан, защищенность граждан, а также дальнейшее развитие государства.

Ведомственное нормотворчество занимает значительное место в системе правового регулирования, поскольку его развитие неразрывно связано с развитием законодательства в целом.

Важнейшей задачей при этом является обеспечение соответствия актов КТЦ Курской области актам более высокой юридической силы.

Проводимые отделом правовой, финансовой и организационной работы комитета правовая и антикоррупционная экспертизы нормативных правовых актов комитета направлены на выявление и исключение случаев нарушения положений актов законодательства Российской Федерации и Курской области, выявление в них коррупциогенных факторов и их последующее устранение, использования терминов и определений, не предусмотренных федеральным законодательством или противоречащих ему, а также исключение случаев произвольного толкования положений нормативного правового акта, обеспечение наличия четких и однозначных формулировок.

При правовой экспертизе проводится правовая оценка формы правового акта, его целей и задач, предмета правового регулирования, компетенции органа, принимающего правовой акт, содержащихся в нем норм, порядка принятия, обнародования (опубликования) на предмет соответствия требованиям Конституции Российской Федерации и федеральных законов, а также оценка соответствия правового акта требованиям юридической техники (в том числе проверка наличия необходимых реквизитов). Также оценивается состояние правового регулирования в соответствующей сфере правоотношений. Цели, задачи и предмет правового регулирования правового акта анализируются на соответствие основам конституционного строя Российской Федерации, соблюдение основных прав и свобод человека и гражданина, а также оценке с точки зрения соответствия разграничению предметов ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленному Конституцией Российской и федеральными законами.

При проведении правовой экспертизы проектов нормативных правовых актов отдел правовой, финансовой и организационной работы комитета в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2009 г.                       № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», постановлением Администрации Курской области от 22 марта 2010 г. № 105-па «Об утверждении Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» проводит антикоррупционную экспертизу каждой нормы проекта нормативного правового акта в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.

Коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

Отделом правовой, финансовой и организационной работы комитета за 2020 год было подготовлено 243 заключения по результатам антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.

Комитетом осуществляется опубликование принимаемых нормативных правовых актов в установленном законом порядке.

Комитетом в 2020 году продолжена работа по ревизии ранее изданных нормативных правовых актов Губернатора Курской области и Администрации Курской области, а также нормативных правовых актов комитета в целях приведения их в соответствие с изменениями в законодательстве Российской Федерации.

Так, в 2020 году комитетом были подготовлено 5 проектов о внесении изменений в областные нормативно-правовые акты.

КТЦ Курской области уделяется особое внимание разработке нормативных правовых документов для эффективного осуществления полномочий комитета в установленной сфере деятельности, а также приведению действующих нормативных правовых актов комитета в соответствие с законодательством Российской Федерации.

В рамках реализации направления «Систематизация, сокращение количества и актуализация обязательных требований» Перечень нормативно-правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении комитетом мероприятий по контролю (надзору) опубликован на официальном сайте комитета в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

3. Информация об утверждении и исполнении планов мероприятий («дорожных карт») по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.

План мероприятий («дорожная карта») по снижению комплаенс-рисков КТЦ Курской области на 2019-2020 годы утвержден приказом комитета от 04.03.2019 № 17/1.

Информация об исполнении плана мероприятий (дорожной карты) за 2020 год

Мероприятие

Описание действий

Ответственный

Срок

Показатель

1

1.1.

1.2.

1.3.

1.4.

1.5.

Недопущение необоснованного препятствия деятельности регулируемых организаций, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством РФ требований,в т.ч.:

Нарушение установленных законодательством сроков открытия, рассмотрения дела об установлении тарифов (цен).

Необоснованный отказ в открытии дела об установлении тарифов (цен).

Необоснованный отказ в установлении тарифов (цен).

Необоснованный отказ в утверждении производственной программы регулируемой организации.

Необоснованное требование о предоставлении документов, не предусмотренных законодательством.

Детальный анализ и мониторинг применения материальных и процессуальных норм права.

Оценка на соответствие требованиям действующего законодательства:

     проектов ответов на обращения регулируемых организаций;

    проектов правовых актов;

    проектов запросов документов, информации.

     Проведение обучающих мероприятий по антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу.

    Усиление со стороны руководства контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, в т.ч. за недопустимостью действий (бездействий), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности.

Заместители председателя комитета.

Руководители структурных подразделений.

Специалисты, в должностные обязанности которых входит правовое обеспечение деятельности комитета.

Пос-

тоянно

Принятие комитетом правомерного решения, правового акта в соответствии с нормами Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции"

2

Недопущение нарушений в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд.

Повышение профессиональной компетенции контрактного управляющего: курсы повышения квалификации, семинары, тренинги.

Усиление контроля за закупками.

Контрактный управляющий.

В 2020 году контрактный управляющий прошел курсы повышения квалификации,

принял участие в онлайн-семина-ре

Заключение комитетом государственных контрактов в соответствии с нормами Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции"

4. Информация о проведении ознакомления государственных гражданских служащих (работников) комитета с антимонопольным комплаенсом, а также о проведении обучающих мероприятий.

В комитете предусмотрено систематическое обучение государственных гражданских служащих (работников) требованиям антимонопольного законодательства и антимонопольного комплаенса в следующих формах:

- вводный (первичный) инструктаж;

- целевой (внеплановый) инструктаж;

- повышение квалификации;

- плановая аттестация.

Вводный (первичный) инструктаж и ознакомление с основами антимонопольного законодательства проводятся при поступлении (приеме) государственных гражданских служащих (работников) КТЦ Курской области на государственную службу (работу), в том числе при переводе служащего (работника) на другую должность, если она предполагает другие должностные обязанности.

Целевой (внеплановый) инструктаж проводится при изменении антимонопольного законодательства, а также при выявлении антимонопольным органом или уполномоченным признаков нарушения (установления факта) антимонопольного законодательства в деятельности комитета.

Организация повышения квалификации государственных гражданских служащих (работников) в части изучения требований антимонопольного законодательства осуществляется в соответствии с законодательством. За 2020 год курсы повышения квалификации прошли                7 сотрудников комитета, в том числе 1 сотрудник обучился по теме «Внедрение антимонопольного комплаенса органами государственной власти и местного самоуправления. Антимонопольное правоприменение в 2019 - 2020 гг.».

Аттестация государственных гражданских служащих (работников) комитета в 2020 году не проводилась.

5. Информация о достижении ключевых показателей эффективности реализации мероприятий антимонопольного комплаенса.

К ключевым показателям эффективности функционирования антимонопольного комплаенса в КТЦ Курской области относятся:

1. Коэффициент снижения количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны КТЦ Курской области по сравнению с предыдущим годом.

2. Доля проектов нормативно-правовых актов КТЦ Курской области, в которых выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства.

3. Доля нормативно-правовых актов КТЦ Курской области, в которых выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства.

4. Доля сотрудников КТЦ Курской области, в отношении которых были проведены обучающие мероприятия по антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу.

1. Коэффициент снижения количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны комитета по сравнению с предыдущим годом рассчитывается по формуле:

КСН= , где:

КСН – коэффициент снижения количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны комитета по сравнению с предыдущим годом;

КНг. – количество нарушений антимонопольного законодательства со стороны комитета в году, предшествующим отчетному году;

КНоп – количество нарушений антимонопольного законодательства со стороны комитета в отчетном году.

При расчете коэффициента снижения количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны комитета под нарушением антимонопольного законодательства со стороны комитета понимаются:

- возбужденные антимонопольным органом в отношении комитета антимонопольные дела;

- выданные антимонопольным органом комитету предупреждения о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения;

- направленные антимонопольным органом комитету предостережения о недопустимости совершения действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.

КСН= = 0/0=0

Ежегодная оценка значения ключевого показателя «коэффициент снижения количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны комитета по сравнению с предыдущим годом» призвана обеспечить понимание об эффективности функционирования антимонопольного комплаенса в комитете и о соответствии мероприятий антимонопольного комплаенса комитета направлениям совершенствования государственной политики по развитию конкуренции, установленных Национальным планом развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 – 2020 годы, утвержденным указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 г. №618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» (далее – Национальный план).

Ключевой показатель «коэффициент снижения количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны Комитета по сравнению с предыдущим годом» коррелирует с ключевым показателем мероприятий, предусмотренным подпунктом «б» пункта 1 Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 годы, а именно: «снижение количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления к 2020 году не менее чем в 2 раза по сравнению с 2017 годом».

2. Доля проектов нормативно-правовых актов комитета, в которых выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства, рассчитывается по формуле:

Дпнпа = , где:

Дпнпа – доля проектов нормативных правовых актов комитета, в которых выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства;

Кпнпа – количество проектов нормативных правовых актов комитета, в которых комитетом выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства в отчетном году;

КНоп – количество нормативных правовых актов комитета, в которых антимонопольным органом выявлены нарушения антимонопольного законодательства в отчетном году.

Дпнпа = = 0/0=0

Оценка значений ключевых показателей «доля проектов нормативных правовых актов комитета, в которых выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства» и «доля нормативных правовых актов комитета, в которых выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства» направлена на понимание эффективности мероприятий антимонопольного комплаенса, предусмотренных подпунктами «б» и «в» пункта 15 Методических рекомендаций.

3. Доля нормативных правовых актов комитета, в которых выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства, рассчитывается по формуле:

Днпа = , где:

Днпа – доля нормативных правовых актов комитета, в которых выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства;

Кпнпа – количество нормативных правовых актов комитета, в которых комитетом выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства в отчетном году;

КНоп – количество нормативных правовых актов комитета, в которых антимонопольным органом выявлены нарушения антимонопольного законодательства в отчетном году.

Днпа = = 0/0=0

При эффективном проведении мероприятий по анализу нормативных правовых актов комитета и их проектов на предмет выявления заложенных в них рисков нарушения антимонопольного законодательства должно наблюдаться уменьшение нормативных правовых актов, в отношении которых антимонопольным органом выявлены нарушения антимонопольного законодательства (то есть, низкое значение знаменателя).

4. Доля сотрудников КТЦ Курской области, в отношении которых были проведены обучающие мероприятия по антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу.

В комитете 33 сотрудника, из них 23 непосредственно взаимодействуют с регулируемыми организациями по вопросам открытия, рассмотрения дела об установлении тарифов (цен), утверждении производственной программы регулируемой организации, запросов требований о предоставлении документов, на 1 сотрудника возложены функции контрактного управляющего.

Доля сотрудников комитета, с которыми были проведены обучающие мероприятия по антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу, рассчитывается по формуле:

ДСо = , где:

ДСо – доля сотрудников комитета, с которыми были проведены обучающие мероприятия по антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу;

КСо – количество сотрудников комитета, с которыми были проведены обучающие мероприятия по антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу;

КСобщ – общее количество сотрудников комитета, чьи трудовые (должностные) обязанности предусматривают выполнение функций, связанных с рисками нарушения антимонопольного законодательства.

ДСо = = 25/24= 1,04 (104% от общего числа занятых в данной сфере).

Консультирование и обучение сотрудников комитета по вопросам, связанным с соблюдением антимонопольного законодательства и антимонопольным комплаенсом, отнесено к компетенции уполномоченного должностного лица, и направлено на профилактику нарушений требований антимонопольного законодательства в деятельности комитета. В том числе от эффективности работы уполномоченного должностного лица по данному направлению напрямую зависит возможность достижения целей Национального плана, предусмотренных подпунктом «б» пункта 1 Национального плана.

Расчет данного показателя предусматривает определение сотрудников комитета, чьи трудовые (должностные) обязанности предусматривают выполнение функций, связанных с рисками нарушения антимонопольного законодательства, и определение из их числа количества сотрудников, с которыми были проведены обучающие мероприятия по антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу.

Высокое значение количества сотрудников, с которыми были проведены обучающие мероприятия по антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу (числитель), обеспечивает высокое значение ключевого показателя эффективности.

6. Выводы по результатам проведенного анализа.

При формировании перечня комплаенс-рисков необходимо учесть такие факторы как сфера (направление) деятельности комитета, в которой может быть совершено нарушение антимонопольного законодательства и правовые механизмы, реализуя которые возможно снизить риски нарушения антимонопольного законодательства.

При определении уровня риска необходимо учесть факторы, которые способствуют (препятствуют) совершению нарушения антимонопольного законодательства.

В целях снижения вероятности наступления и (или) минимизации последствий наступления комплаенс-рисков в комитете разработан План мероприятий («дорожная карта») по снижению комплаенс-рисков, содержащий в разрезе каждого комплаенс-риска конкретные мероприятия, необходимые для устранения выявленных рисков.

Исходя из изложенного можно сделать следующие выводы:

- в комитете по тарифам и ценам Курской области организована система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (требованиям антимонопольного комплаенса);

- по итогам анализа проведенных мероприятий нарушений антимонопольного законодательства в 2020 году не выявлено;

- оценка ключевых показателей свидетельствует об эффективном внедрении в комитете по тарифам и ценам Курской области антимонопольного комплаенса.

Председатель комитета по тарифам и ценам

Курской области

                А.В.Карнаушко


Дата размещения:  22.03.2021

Возврат к списку



Действующие НПА комитета по тарифам и ценам Курской области